ru af en-us pl be tr

Альмохады 1000-1200 гг


Политика Альморавидов вызвала в начале XII века новое движение среди берберских кочевых племен Магриба. Как и начальное движение Альморавидов, это движение облеклось в форму религиозной проповеди о необходимости вести борьбу против роскошной жизни знати и нарушения ею мусульманского закона. Проповедники призывали возвратиться к «чистоте первоначального ислама» и усилить «священную войну с неверными». В качестве «апостола» на этот раз выступил бербер-богослов Ибн Тумарт, требовавший «очищения» исламской веры от разных «новшеств», вроде распространившегося в IX—Х веках культа святых, их гробниц и священных мест. Считая этот культ «идолопоклонством», отступлением от основного мусульманского догмата единобожия, Ибн Тумарт называл одних только своих последователей «единобожниками» (по-арабски — ал-муаххидун, в испанском произношении — альмохады).

Ибн Тумарт объявил себя махди-ем, т. е. посланным богом мессией — восстановителем веры. В 1121 году большое берберское племя масмуда признало нового махдия своим главой. Так было положено начало теократическому Альмохад-скому государству, во главе которого стоял «непогрешимый» махдий, а затем его преемники, также «непогрешимые» имамы-халифы. При махдие был создан высший совет из 10 главных его учеников, руководивший государственными делами. В особо важных случаях вместе с этим советом десяти заседал еще другой совет из 50 представителей берберских кочевых племен.

«Мусульманами» и «единобож-никами» отныне признавались только последователи махдия Ибн Ту-марта, а все прочие именовались «неверными» и «многобожника-ми». Война с ними была объявлена религиозным долгом. Первый имам-халиф Абд ал-Мумин, ученик Ибн Тумарта, захватил город Марракуш и весь Магриб, разбив войско Аль-моравидов (1146 г.), а вслед за тем завоевал и их владения в Южной Испании. После победы руководители альмохадского движения, в свою очередь, завладели землями, поместьями и богатствами свергнутых сторонников Альморавидов. Альмохадам удалось нанести испано-христианским рыцарским ополчениям в Испании тяжелое поражение в 1195 году, но совсем остановить реконкисту они не смогли. Политика Альмохадов в Южной Испании отличалась еще более реакционным характером, нежели политика Альморавидов.

Но и в своих африканских владениях Альмохады не провели никаких реформ и не заботились о развитии земледелия и скотоводства. Надежды рядовых кочевников на Альмохадов сменились разочарованием. В 1212 году альмохад-ские войска в Испании были наголову разбиты соединенными ополчениями испано-христианских государств, после чего движение реконкисты сделало быстрые успехи. Лишившись поддержки бербер-

Ских племен, Альмохадское государство в Африке начало быстро распадаться на мелкие феодальные владения. Прежде всего Альмоха-ды потеряли Тилимсан (Тлемсен), потом Тунис, и, наконец, в 1269 году новая династия Меранидов отняла у Альмохадов Марракуш и положила конец их правлению.

1053—1056 гг. СТРЕМИТЕЛЬНЫЙ РОСТ МОГУЩЕСТВА ТУАРЕГОВ. Это жившее в Сахаре берберское племя под руководством прирожденного военного гения Яны ибн Омара захватило большинство оазисов западной Сахары. Яна ибн Омар основал династию Альморавидов и начал готовить свой народ к войне.

1054—1076 гг. ПОКОРЕНИЕ АЛЬМОРАВИДАМИ ЗАПАДНОЙ

АФРИКИ. Это означало первое проникновение ислама к югу от Сахары.

1056—1080 гг. ПОКОРЕНИЕ АЛЬМОРАВИДАМИ МАРОККО, АТАКЖЕ ЗАПАДНОГО И ЦЕНТРАЛЬНОГО АЛЖИРА. Совершено под руководством Абу Бакра ибн Умара и его двоюродного брата, блестящего военачальника Юсуфа ибн Ташфина.

1086—1092 гг. ЗАВОЕВАНИЕ

АЛЬМОРАВИДАМИ МУСУЛЬМАНСКОЙ ИСПАНИИ.

Около 1120—1130 гг. СТАНОВЛЕНИЕ АЛЬМОХАДОВ. В Атласских горах Мухаммед ибн Ту-март учредил воинственную религиозную конфедерацию берберов.

1130—1147 гг. СВЕРЖЕНИЕ АЛЬМОРАВИДОВ.

Альмохадов возглавлял Абд аль-Мумин ибн Али (аль-Куми), последователь ибн Ту-марта и великий военачальник.

1145—1150 гг. ПОКОРЕНИЕ АЛЬМОХАДАМИ МУСУЛЬМАНСКОЙ ИСПАНИИ.

1147—1160 гг. ЗАВОЕВАНИЕ АЛЬМОХАДАМИ АЛЖИРА, ТУНИСА И ЗАПАДНОЙ ТРИПОЛИ-

ТАНИИ. После своих побед Абд аль-Мумин ибн Али аль-Куми принял титул халифа.

Восточный Алжир, Тунис и Триполитания. Номинально цен-

Тральной частью Северной Африки до середины XI века по-прежнему правили каирские халифы династии Фатимидов — пока местная династия Зиридов не провозгласила независимость. В качестве карательной меры Фатимиды отрядили несколько диких кочевых арабских племен разорять регион. На побережье часто обрушивались набеги пизанцев, генуэзцев и норманнов; на несколько лет большая часть приморских регионов была покорена норманнами. Тем не менее, когда в самом начале второй половины XII века началась бурная экспансия Альмохадов, и Зириды, и арабы, и христиане оказались вытеснены.

Во второй половине XI века, при халифе Мустансире (1036— 1094 гг.), центральная власть в Фа-тимидском халифате ослабела. Рост политического влияния гвар-

Дии мамлюков привел к тем же последствиям, что и в государствах Аббасидов, Саманидов и других: халиф превратился в простое орудие военной гвардейской верхушки. Вспыхивали частые мятежи и междоусобия тюркских и негритянских гвардейцев. Ослабление военной мощи Фатимидов привело к потере Алжира и Туниса (в середине XI в.); Сирия и Палестина были захвачены сельджуками и западноевропейскими крестоносцами.

Основной причиной ослабления центральной власти было дальнейшее развитие института икта за счет фонда государственных земель. Икта отдавалась военным чинам сначала во временное держание. Однако к концу господства Фа-тимидов икта и в Египте фактически превратилась в наследственный лен (феод). К этому же времени преобладающая часть земельного фонда вместе с сидевшими на зем-

Альмохады 1000-1200 гг

Ле крестьянами уже находилась в руках владельцев икта. Утверждение в прибрежной полосе Сирии крестоносцев, с которыми Фатими-дам в XII веке пришлось выдержать тяжелую борьбу, и захват Сицилии норманнами (1071 г.) лишили Фа-тимидов прежнего преобладания на Средиземном море и постепенно привели к переходу средиземноморской торговли в руки итальянских городов.

1015 — 1016гг. ИЗГНАНИЕ ЗИРИДСКИХ КОРСАРОВ С САРДИНИИ.

1049 г. НЕЗАВИСИМОСТЬ ЗИРИДОВ. Эмир Муизз ибн Ба-дир провозгласил независимость

От Фатимидов и отрекся отшиизма, вернувшись к суннитскому учению.

1058—1060 гг. КАРАТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ФАТИМИДОВ.

Фатимидский Калиф аль-Мустансир послал арабских кочевников разорять земли Зиридов, что они и сделали, — кроме территории, прилегающей непосредственно к столице, городу Махдии.

1060—1091 гг. ИЗГНАНИЕ ЗИРИДОВ С СИЦИЛИИ.

1087 г. ВРЕМЕННЫЙ ЗАХВАТ

МАХДИИ ГЕНУЭЗЦАМИ И ПИ-

ЗАНЦАМИ.

1135—1160 гг. НОРМАННСКИЕ ВТОРЖЕНИЯ В СЕВЕРНУЮ

АФРИКУ.




BACK NEXT TOP

Сайт является частным собранием материалов и представляет собой любительский информационно-образовательный ресурс. Вся информация получена из открытых источников. Администрация не претендует на авторство использованных материалов. Все права принадлежат их правообладателям